Веселый оркестр

Пояснительная записка
Программа «Веселый оркестр» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (принят Государственной
Думой 21 декабря 2012 года) и действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений
«Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных организациях», Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. №28-02-484/16 «Требования к
содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», и ФГОС ДО.
Основная задача обучения – введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального
воплощения в доступной и увлекательной для этого возраста форме. Активное формирование музыкальных
способностей, творческих и исполнительских навыков у детей старшего дошкольного возраста является одним из
важнейших факторов, определяющих в дальнейшем успех образования. Развитие музыкального слуха, эмоциональной
отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как часть его духовной культуры в
будущем.
Занятия по программе «Веселый оркестр» обладают рядом позитивных качеств. Прежде всего, они формируют чувство
коллективизма, начальные навыки и умения игры в ансамбле, помогают детям преодолеть неуверенность и робость,
расширяют музыкальный кругозор, развивают природные способности (чувство ритма, музыкальную память, мышление,
воображение и др.); умение слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре; развивают художественный
вкус, творческую инициативу детей.
А самое главное, они направлены на осуществление основных задач дошкольного начального обучения детей:
- привитие детям любви и интереса к музыке;
- накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса;
- выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей, формирование первоначальных музыкальных
представлений и навыков, приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте;
- создание фундамента, на котором будет строиться дальнейшее развитие творческой личности.

Осуществление данных задач на начальном этапе будет основываться вначале на интуитивности детского восприятия.
Сознательным оно станет только после практического освоения ряда навыков в игре на музыкальных инструментах, в
движении, в слушании и так далее. Все эти навыки призваны воспитывать занятия по программе «Веселый оркестр».
Данная Программа является попыткой систематизировать имеющиеся знания и практический опыт работы в данном
направлении.
В процессе работы были использованы методические разработки К. Орфа, Т.Э. Тютюнниковой, Пособие для
музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений С. Бублей, а также «Возрастная психология» В. Асеева и
«Психология т. 2» Р. Немова.
В современных условиях музыкальному воспитанию детей отводится особая роль. Одним из эффективных методов
работы как раз и является форма музыкальной коллективной деятельности. Наиболее ярко она проявляется в игре
детского шумового оркестра. Существенную помощь может оказать применение детских музыкальных инструментов.
Использование их вызывает огромный интерес у дошкольников, вносит разнообразие в образовательный процесс,
помогает развивать музыкальные способности детей.
Цели данных занятий:
1)
выявление и развитие музыкальных способностей детей: вокальноинтонационных навыков, метроритмических
навыков, развитие музыкальной памяти и слуха.
2)
знакомство с первоначальными навыками игры в ансамбле, приобщение детей к формам совместного
музицирования, формирование начальных исполнительских навыков, воспитание творческих навыков (импровизация).
3) формирование системы элементарных представлений о музыке, овладение элементарными теоретическими знаниями.
Для осуществления и достижения поставленных целей необходим поиск форм и методов работы с дошкольниками (с
учётом возрастных особенностей). Широкое применение игровых форм – залог успеха в обучении детей дошкольного
возраста. Игра – это средство, при помощи которого воспитание переходит в самовоспитание.

Методические рекомендации
Для успешных результатов обучения детей на занятиях по программе «Веселый оркестр» необходимо учитывать
специфику музыкального воспитания в группах старшего дошкольного возраста. Она определяется возрастными
особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Им свойственна конкретность мышления,
непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво,
что требует постоянной смены впечатлений.
Принимая во внимание всё вышеперечисленное, педагогу необходимо уметь быстро переключаться на различные виды
деятельности, постоянно вводя в занятие что-либо новое (в формах работы, методических приёмах, репертуаре), чередуя
различные по степени сложности задания с игрой, которая и будет являться самым эффективным методом в работе.
Но использование только игровых методов в работе не может привести к ожидаемым результатам. Игровые методы
должны быть составной частью целой системы методов: объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, игровых,
творческих.
Объяснительно-иллюстративные методы используются педагогом на начальном этапе: показ на инструменте, рассказ о
произведении, объяснение правил игры на том или ином детском инструменте, объяснение движения мелодии и так
далее. Тут очень важно правильно подобрать слова, сочетания слов, чтобы ярко, образно, эмоционально передать ребёнку
содержание произведения, добиться быстрого запоминания музыкального материала.
Репродуктивные методы включаются в работу на следующем этапе: практическом. После запоминания, анализа
музыкального произведения учащимися педагог контролирует их практическую деятельность по овладению
музыкальными умениями, в том числе – игра наизусть. На этом этапе музыкальный руководитель рекомендует
ритмические приёмы, облегчающие и ускоряющие заучивание, включает не только моторную (двигательную), но и часто
музыкальную память (слуховую).
Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в
играх, в движении под музыку, в фантазии и импровизации при выполнении различных заданий. Педагогу необходимо
руководить творческими поисками детей, стимулировать и направлять их фантазию. Практические навыки,

приобретённые в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно приведут детей к осознанному творчеству.
Необходимо поощрять и одобрять проявление творческой инициативы детей.
В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного
образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Необычные инструменты, созданные
своими руками из баночек из-под йогурта, ведёрок из-под майонеза, отработавших своё фломастеров занимают важное
место в составе детского шумового оркестра. Способность понимать через собственные прикосновения, каким может
быть звук – необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Нужно объяснить детям, что звук можно извлекать
такими приёмами, как потряхивание, постукивание пальцем, всеми или ладошкой, поскрёбывание. Научить получать
удовольствие от сравнения звуков при различных способах звукоизвлечения. Общение детей с примарными
инструментами развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Можно предлагать детям композиции, когда руководитель управляет процессом (дирижирует, устанавливает
очерёдность игры – по одному, группами, вместе; динамику).
При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны
хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты
лучше всего положить на подставки или небольшие столики. Треугольники подвешивают на специальные подставки с
устойчивым основанием, а некоторые инструменты дети могут класть на колени до начала игры на них.
Инструменты,
относящиеся к одной группе лучше располагать рядом. Инструментов с тихим и нежным звучанием должно быть больше
и размещать их лучше впереди (слева от дирижёра). Это относится к струнной и клавишноударной группам.
Инструменты низкозвучащие располагаются справа от дирижёра. Ударным инструментам отводится второй и третий
ряды.
При подборе музыкальных инструментов необходимо учитывать ряд общих положений.
Детских музыкальных инструментов и инструментов-игрушек существует великое множество и ассортимент их
постоянно пополняется новыми моделями и модификациями старых. Необходимо выбрать инструменты, отвечающие
требованиям музыкального и эстетического воспитания детей.

Не все звучащие инструменты можно использовать в оркестре. Так, существуют различные инструменты-игрушки,
имитирующие внешний вид традиционных инструментов, но, как правило, их настройка и подстройка невозможна, и они
звучат фальшиво.
Основу детского оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты-игрушки, рассчитанные на
начинающих исполнителей: всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, треугольник, трещотки,
кастаньеты, пандейры, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны,
тарелки (одинарные и парные) и так далее. Состав оркестра дополняется фортепиано (баяном, аккордеоном), на котором
играет сам музыкальный руководитель.
Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от их цели и от величины группы. Желательно иметь
полный набор инструментов для педагога (на них он демонстрирует приёмы игры) и хотя бы ещё один – два полных
набора для детей.
Организуя оркестр, следует позаботиться заранее о подставках для инструментов.
Формирование групп
Чем больше численный состав группы, тем сложнее педагогу работать, а самое главное – добиваться хороших
результатов. Поэтому максимальное количество детей в группе не должно превышать 15 человек (а лучше, чтобы их было
10 – 12).
На занятии детей удобнее разместить полукругом так, чтобы они не мешали друг другу и на протяжении всего занятия
все могли видеть педагога и доску, которая также понадобится.
Занятия в подготовительной группе помогают выявить склонности и возможности ребёнка. Обычно родители сами
решают вопрос о дальнейшем музыкальном образовании ребёнка и о выборе инструмента, не сообразуя своих желаний с
его склонностями и способностями, что нередко приводит к разочарованию детей и родителей. Рекомендации
музыкального руководителя могут помочь в правильном выборе родителей.
Инструменты и приёмы игры на них
Среди используемых в детском оркестре так называемых ударных инструментов есть такие, источником звука в
которых является мембрана (из кожи или пластика) – это мембранофоны (барабаны всех видов, бубны) и такие,

источником звука которых служит сам материал, из которого они сделаны, - это идиофоны или самозвучащие
инструменты (маракасы, треугольник, бубенцы, трещотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны и т.п.).
Для нашего практического рассмотрения важно, что одни из них обладают определённой высотой звучания, а другие
не обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими» (металлофоны, ксилофоны, колокольчики), а вторые –
шумовыми или «ритмическими» (все остальные из перечисленных). Этой условной классификации и будем
придерживаться.
Шумовые («ритмические») ударные инструменты
Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения
детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие
естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.
В детском шумовом оркестре могут использоваться все традиционные ударно-шумовые инструменты.
Ноты для всех этих инструментов обычно записываются на одной линии («нитке») без ключа и знаков альтерации, они
обозначают только ритмический рисунок и способ исполнения (удар и встряхивание).
Проще всего для детей инструменты, звучащие, благодаря встряхиванию.
Маракасы – один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют собой два небольших деревянных или
пластиковых шара с ручкой, наполненные камешками или дробью. Маракасы хоть и невелики, но для малышей бывают
тяжеловаты, поэтому на занятиях возможно использование детских погремушек.
Бубенцы – небольшие металлические колокольцы шарообразной формы, прикреплённые к кожаной полосе или рукоятке.
Пандейра (румба) – представляет собой четыре пары маленьких металлических тарелочек, вмонтированных в
деревянную рукоятку. Звучание её напоминает эффект, достигаемый встряхиванием бубна.
Трещотки, кастаньеты - видов трещоток много и любые из них применимы в детском шумовом оркестре для придания
звучанию своеобразной окраски. Один из видов представляет собой набор деревянных пластин, укреплённых на шнурке.
Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо, взявшись за крайние пластины, имитируют хлопки в ладоши:
пластины при этом ударяются друг о друга. Удобным инструментом для детей является и трещоткакастаньета.

Инструмент представляет собой деревянную рукоятку в форме трапеции, к которой с помощью шнурка крепятся две
пластины с выдолбленными резонаторами (по типу кастаньет). Можно использовать и оркестровые кастаньеты с ручкой.
Пандейру и трещотку не стоит применять часто, так как их звучание надоедает и утомляет слух.
Все эти инструменты применяют по одному или в паре. Держат их обычно за ручки. Встряхивание и покачивание
выполняются кистью, рука в запястье должна быть свободной. Нужно следить, чтобы дети не напрягали кисть и не
производили движение всей рукой.
Следующими из этой группы осваивают инструменты, приём игры на которых – удар. Для игры на этих инструментах
также характерно свободное кистевое движение руки.
Коробочка – полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью резонатором на боковой стороне. Играют на
ней молоточками от металлофона, ударяя ими по верхней плоскости коробочки.
Ритмические палочки (клавесы) – две палочки, длиной с карандаш, но несколько большего размера, выточенные из
высокосортной древесины. Ударяя их друг о друга, легко добиться чёткого ритмического сопровождения.
Ложки (обычно деревянные) – своеобразный русский народный инструмент. Держат их за ручки и ударяют одна о
другую тыльной стороной черпаков.
Динамика регулируется силой удара.
Треугольник изготовляется из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника.
Звук вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон. Треугольник обычно укрепляют на леске
или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, имеющей устойчивое
основание.
Барабан – общеизвестный инструмент. Представляет собой корпус деревянный (реже металлический), обтянутый с
одной или с двух сторон кожей или пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они лёгкие, красиво
оформлены и дают не очень сильный звук, который не утомляет слух. Среди многочисленных разновидностей барабана,
которые могут быть применены в детском шумовом оркестре, надо выделить малый эстрадный барабан. Для игры любой
барабан можно поставить на специальную подставку. маленькие детские барабаны обычно подвешивают на ремешок или
шнурок и надевают на шею так, чтобы верхняя мембрана находилась несколько ниже пояса исполнителя. Плоскость
барабана, установленного на подставке должна быть под небольшим углом наклонена в сторону исполнителя, а

подвешенного на ремне – в противоположную сторону. Играют на барабане деревянными палочками или специальными
металлическими щётками, а также непосредственно руками. Основной приём игры на барабане – отдельные короткие
удары, акценты и последовательности ударов, подчёркивающие отдельные ритмические рисунки.
Бубен имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности
его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне
натянуты пружины с колокольчиками. На бубне играют обычно стоя. Основные приёмы игры – встряхивание (бубен
держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или покачивая, будто сеют через сито
муку); удары правой рукой по мембране.
Тарелки представляют собой выпуклые в середине металлические диски, сделанные из особого сплава. Применяют как
одинарные, так и парные тарелки. Одинарные тарелки устанавливаются на специальной подставке на уровне груди
исполнителя. Играют на тарелке металлической или деревянной палочкой с твёрдой или мягкой головкой. Основной
приём игры – спокойный, лёгкий удар. Гасят звук рукой.
Из парных тарелок для детей более всего подходят педальные (хай-хет): они укреплены на подставке и благодаря
специальному устройству ударяют друг о друга при нажатии на педаль. Можно использовать и парные ручные тарелки,
имеющие кожаные петли для рук исполнителя. Способ извлечения звука – скользящие удары друг о друга.
«Мелодические» ударные инструменты
Металлофон представляет собой набор металлических пластинок, свободно укреплённых на раме.
Существуют детские диатонические однорядные металлофоны с диапазоном до двух октав. Ограниченность
возможностей делает их использование в оркестре малоцелесообразным, однако на подготовительных занятиях они могут
пригодиться.
У хроматического металлофона пластинки расположены в два ряда: нижний ряд соответствует белым клавишам
фортепиано, а верхний – чёрным.
Ксилофон представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укреплённых на раме.
Колокольчики по виду напоминают металлофон, отличаются протяжённым звучанием, особой нежностью и
прозрачностью.

Все пластины этих инструментов съёмные. Партии записываются на обычном нотном стане.
Инструмент ставится на специальную подставку или стол, соответствующие росту ребёнка. Играют стоя или сидя двумя
молоточками. Кисти рук с молоточками, как и сам инструмент, находятся немного ниже уровня пояса исполнителя. Ручки
молоточков кладутся на средние фаланги указательных пальцев обеих рук и придерживаются большими пальцами. Конец
ручки должен свободно «ходить» в ладони. Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку свободный отскок
молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук. Если же молоточек зажимать в руках, звук получится глухой и
невыразительный. Играть следует примерно по центру пластинки.
Основной способ звукоизвлечения – поочерёдные удары руками, но возможно воспроизведение ряда звуков одной рукой.
Удар должен быть коротким и энергичным, после чего головка молоточка отскакивает от пластинки. Замах для удара
должен быть кистевой, запястье и кисть не напряжены.
Условия реализации программы
1. Наличие помещения для занятий.
2. Материальная база: набор музыкальных инструментов – погремушки, трещотки, бубны, тон-блоки, кастаньеты,
различные маракасы, треугольники, тарелки разных размеров, барабаны, детские металлофоны, ксилофоны
(подставки под них). Самодельные шумовые инструменты. Это далеко не полный перечень. Дополняется баяном
(аккордеоном, фортепиано), на котором играет музыкальный руководитель.
3. Наличие мебели соответствующей высоты.
4. Репертуар – разнообразный, доступный, охватывающий музыку различных стилей и направлений.
5. Музыкальный центр, фонограммы.

Учебно-тематический план
№

1.

2.
3.
4.

5.

Наименование разделов

Общее количество часов

В том числе
теоретические

практические

Знакомство
с
музыкальными
инструментами
Моделирование элементов
музыкального языка
Музыкально-ритмические
игры и упражнения
Игра в оркестре
(ансамбле)

12 часов

10 часов

2 часа

14 часов

7 часов

7 часов

16 часов

2 часа

14 часов

16 часов

1 час

15 часов

Музыкально-игровое
творчество

14 часов

0 часов

14 часов

Всего

72 часа

Содержание программы
Программа состоит из пяти основных разделов:
I. Знакомство с музыкальными инструментами.
(предполагает наличие музыкальных инструментов, интернет ресурсы)
Познакомить детей с миром музыкальных инструментов, их происхождением. Рассказать о музыкальных и
немузыкальных звуках, классификации музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром русских народных
инструментов и симфоническим оркестром.
II. Моделирование элементов музыкального языка.
(предполагает наличие дидактических пособий, альбомов для индивидуальных работ, интерактивной доски)
Познакомить детей с элементарной музыкальной грамотой: метроритмом, метрическим пульсом, темпом, двух и
трёх дольным размером, сильной долей. Познакомить с понятиями: гамма, тоника, динамика: форте, пиано,
ускорение и замедление темпа при игре на инструментах, агогика. Графическое изображение длительностей,
высоты нот, их поступенное движение вверх и вниз.
III. Музыкально-ритмические игры и упражнения.
(предполагает наличие детских музыкальных инструментов, шумовых инструментов)
Закреплять знания элементов музыкального языка в играх и упражнениях посредством игры на музыкальных
инструментах, исполнять «звучащие жесты», использовать ритмодекламацию.
IV. Игра в оркестре (ансамбле).
(предполагает наличие детских музыкальных инструментов)
Овладевать игрой на ударных инструментах: бубне, барабане, колокольчике, деревянных ложках, палочках,
маракасах, треугольнике, кастаньетах, трещотках, тарелках.
Играть и заканчивать игру вместе, понимать жест дирижёра.
V. Музыкально-игровое творчество.
(предполагает наличие детских музыкальных инструментов, шумовых инструментов)
Побуждать детей к самостоятельной импровизации на музыкальных инструментах. Звукоподражать голосам животных
и птиц. Придумывать свой ритмический рисунок и подыгрывать музыкальному сопровождению. Играть с
дирижёром, сочинять музыкальное сопровождение.

Содержание программы. Первый год обучения
I квартал
Наименование разделов

Программное содержание

Знакомство с музыкальными
инструментами
(использование мини-музея
музыкальных инструментов,
мультимедиа)

Знакомство детей с ударными
инструментами (бубном, барабаном,
пандейрой, колокольчиком). Рассказать о
конструктивных особенностях этих
инструментов, их происхождении.
Показать приёмы игры на них.
Познакомить с понятиями: музыкальные
и немузыкальные звуки.
Дать представление о высоких и низких
звуках, о динамике музыки (тихогромко).
Знакомство с нотой «до».

Моделирование элементов
музыкального языка
(использование мультимедиа,
дидактических пособий, рабочих
альбомов)
Музыкально-ритмические игры и
упражнения
(использование детских
музыкальных и шумовых
инструментов)

IV. Игра в оркестре (ансамбле)
(использование детских

Развивать у детей представление о
ритме.
Выполнять простейший ритмический
рисунок четвертями с помощью
хлопков, а так же используя знакомые
ударные инструменты (бубен, барабан,
колокольчик)
Познакомить с игрой на колокольчиках
различной высоты, отмечая сильную
долю такта.
Игра на ударных шумовых
инструментах.

Репертуар

«Кукушка» рус.нар песня
«Тихие и громкие звоночки» Р.Рустамова
«Марш деревянных солдатиков»
П.Чайковский

«Колокольчики звенят» В.Моцарта
«Чей колокольчик» М.Раухвергера
«Птица и птенчики» Е.Тиличеевой
«Полька» М.Глинки
«Тихие и громкие звоночки»
Р.Раухвергера
«Тише-громче в бубен бей» Е.Тиличеевой

«Тихие и громкие звоночки» Р.Рустамова
«Полька» М.Глинки

музыкальных инструментов)

V.Музыкально-игровое
творчество
(использование детских
музыкальных и шумовых
инструментов)

Игра на металлофоне на одной
пластине.
Побуждать детей вместе начинать игру
на ударных инструментах после
музыкального вступления и заканчивать
игру вместе с окончанием звучания
музыки.
Соблюдать общий темп, ритм и
динамику.
Пропевать своё имя, имя друга.
Передавать на любом музыкальном
инструменте ритмический рисунок
своего имени, имени друга.
Передавать хлопками, постукиванием,
игрой на одном звуке ритм слов, имен,
фраз.
Выполнять импровизации на пандейре
(румбе), бубне, барабане.
II квартал

«Андрей-воробей» рус.нар.попевка

«Полька» М.Глинки

Наименование разделов

Программное содержание

Репертуар

I. Знакомство с
музыкальными
инструментами

Продолжать знакомить детей с простейшими
ударными инструментами: деревянными
ложками, палочками, маракасами.
Познакомить с мелодическим металлофоном.
Рассказать о конструктивных особенностях
инструмента, показать приёмы игры.
Познакомить детей с оркестром русских
народных инструментов:

Аудиозаписи со звучание рус.нар.
оркестров.

Использование мультимедийной
аппаратуры.
(Реальные инструменты)

группа струнных: домра, балалайка, балалайкабас-контрабас, арфа;
клавишные: баян, аккордеон;
ударные: бубен, маракасы, треугольник.
II. Моделирование
элементов музыкального
языка

Познакомить с метроритмом. Понятия:
метрический пульс, сильная доля, темп.
Побуждать детей прохлопывать метроритм,
двигаться под него.
Изображать графически сильную долю как
долгую ноту.

«Полька» М.Глинки
«Поезд» Н.Метлова
«Маленький вальс» Д.Кабалевского
«Елочка» Красева

Знакомство с нотой «соль», «ми»
III. Музыкальноритмические игры и
упражнения

Упражнять детей отмечать на ударных
инструментах (деревянные ложки, маракасы,
палочки) сильную долю такта, метрическую
пульсацию.
Пропевать потешки, ритмодекламировать
стишки.
Воспроизводить на ударных инструментах ритм
простых потешек и стишков.
Пробовать играть простейшие ритмические
рисунки: восьмыми.
Познакомить с ускорением и замедлением
темпа при игре на инструментах.
Уметь играть через звук и на двух
близлежащих пластинах металлофона.

«Смелый пилот» Е.Тиличеевой
«Сорока-сорока»
рус.нар.потешка

IV. Игра в оркестре
(ансамбле)

Разучиваем произведение. Принцип игры и пения
«эхо» (повтор за педагогом)
В шумовом оркестре начинать и заканчивать
игру вместе.
Соблюдать общий темп и ритм.

V.Музыкально-игровое
творчество

Исполнять импровизацию «Дождик
накрапывает», «Дождик моросит», «Ливень» на
металлофоне.
Звукоподражать голосам животных и птиц.
Импровизации на деревянных палочках,
ложках, металлофоне, маракасах.

«Полька» М.Глинки
«Поезд» Н.Метлова
«Петушок» рус.нар.песня

III квартал
Наименование разделов
I. Знакомство с
музыкальными
инструментами

Программное содержание
Познакомить с конструктивными особенностями
и приёмами игры на ударных инструментах:
треугольник, кастаньеты, трещотка, тарелки.
Продолжать знакомить детей со звучанием
оркестра русских народных инструментов.

Репертуар
Аудиозаписи со звучание инструментов
русского народного оркестра.

II. Моделирование
элементов музыкального
языка

Познакомить с долгими и короткими звуками.
Познакомить с понятием «пауза».
Прохлопывать четверти и восьмые.
Выкладывать длительности на фланелеграфе
(широкие и узкие полоски).
Познакомить с нотами «до», «ре», «ми», «фа».
Знакомить с ритмической пульсацией в 3-х, 2-

«Солнышко-ведрышко» рус.нар. закличка
«Андрей-воробей»
рус.нар. песня
«Как под горкой» рус.нар.песня

III. Музыкально-

Дидактическая игра «Ритмические

ритмические игры и
упражнения

IV. Игра в оркестре
(ансамбле)

V.Музыкально-игровое
творчество

х, 4-х дольном размере через дидактическую
игру.
Пропевать, прохлопывать знакомые стихи в 3х, 2-х дольных размерах.
Знакомить с игрой на металлофоне
поступенной мелодии вверх и вниз,
Передавать на знакомых музыкальных
инструментах простой ритмический рисунок
мелодии.
Своевременно вступать и заканчивать свою
партию, соблюдать темп и динамику. Слышать
смену музыкальных фраз, предложений, частей.
Развивать умение придумывать свой
ритмический рисунок и подыгрывать
музыкальному сопровождению.
На музыкальных инструментах пытаться
изобразить движения различных животных
(ходит медведь, прыгает зайчик, поёт птичка и
т.д.)
Импровизировать на кастаньетах, треугольнике,
трещотке, тарелках.

кубики».
«Зайка» Т.Бырченко на стихи А.Барто
«Мишка» Т.Бырченко на стихи А.Барто
«Лесенка» Е.Тиличеевой
«Василёк», рус.нар. песня
«Лифт»Т.Бырченко
«Во саду ли, в огороде» рус.нар. песня
«Веснянка» укр.нар.песня
«Как у наших у ворот» рус.нар. песня
«Часы» Е.Давыдова
«Как под горкой» рус.нар.песня

Содержание программы. Второй год обучения.
I квартал
Наименование разделов

Программное содержание

Репертуар

I. Знакомство с
музыкальными
инструментами

Знакомить со звуками окружающего мира, о
возникновении музыкальных инструментов.
Познакомить с оркестром детских музыкальных
инструментов по группам: ударные,
мелодические, духовые, клавишные.
Рассказать о конструктивных особенностях
духовых (флейты, дудочки) и пневматических
инструментов (аккордеон, баян), их
происхождении.
Показать приёмы игры на них.
Вспомнить, закрепить понятия: долгие и
короткие звуки, темп.
Познакомить с понятием: гамма, тоника, с
длительностями: четверть, восьмая;
динамикой: форте, пиано.
Изображать графически долгие и короткие
звуки, крещендо и диминуэндо.
В произведениях различного характера и темпа
слышать и отмечать метрическую пульсацию на
деревянных палочках, бубне, треугольнике.
Выделять сильную долю такта.
Работать над ритмами: две четверти, две восьмые
– четверть.
На металлофоне играть постепенное движение
мелодии вверх и вниз. Игра через звук.

Использовать любые звуки окружающего
мира (фонограмма).
Аудиозапись звучания аккордеона, баяна,
флейты, дудочки.

II. Моделирование
элементов музыкального
языка

III.Музыкальноритмические игры и
упражнения

Речевое, двигательное и графическое
моделирование

Марши А. Филиппенко,
С.Прокофьева,
А.Жилинского,
Польки П.Чайковского,
М.Глинки,
«Итальянская полька»
С.Рахманинова
«В садике»

IV. Игра в оркестре
(ансамбле)

V.Музыкально-игровое
творчество

Уметь отгадать звучание музыкального
инструмента и повторить ритмический рисунок.

С.Майкапара

Пробуем играть в ансамбле простые песенки и
попевки в размере 2/4, соблюдая общий темп,
динамику и настроение.
Индивидуально разучиваем партии.
Играем произведение 3-х частной формы.
Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте
ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов.
Звукоподражанье голосам животных и птиц.
Передавать конструктивные импровизации
различных музыкальных инструментов.

«Полька» Глинки
«Две лошадки» Лещинской,
Полька «Трек-Трак» И. Штрауса

II квартал
Наименование разделов
I. Знакомство с
музыкальными
инструментами

Программное содержание
Познакомить детей с симфоническим оркестром:
струнной группой инструментов: скрипка, альт,
виолончель, контрабас;
ударной группой: барабан, литавры, тарелки,
треугольник.

Репертуар
Фрагменты из балета «Щелкунчик»,
«Лебединое озеро» П. Чайковского

II. Моделирование
элементов музыкального
языка

Продолжать знакомить с понятиями: сильная
доля, пульс музыки; размер 2/4, ¾, 4/4, пауза
четвертная, тоника, гамма.
Познакомить с понятиями: октава, целая нота.
Уметь изображать графически с помощью
широких полос длительности: две четверти,

Речевое, двигательное и графическое
моделирование

III. Музыкальноритмические игры и
упражнения
IV. Игра в оркестре
(ансамбле)

V.Музыкально-игровое
творчество

четверть и четвертная пауза. Другие
разновидности последовательностей
На слух выделять сильную долю с помощью
звучащих жестов, далее в игре на инструментах.
Учимся тактировать «звучащими жестами» в
размерах 2/4, ¾, 4/4
Игра в шумовом оркестре. Вместе вступать и
заканчивать произведение. Сохранять общий
темп, характер произведения.
Отрабатывать в игре трёхдольный размер, с
акцентом на сильную первую долю.
Играть оркестровые партии индивидуально,
небольшими группами, оркестром.
Сочинить ритмический рисунок, песенку на
стихи А.Барто из цикла «Игрушки».

Двигательное матирование.
«Аннушка» чеш. нар. мелодия
«Немецкая песенка» П.Чайковского
«Полька» П.Чайковского
«Барыня» рус.нар.мелодия (фонограмма)
«Аннушка» чеш.нар.мелодия
«Венгерский танец» Брамса

III квартал
Наименование разделов
I. Знакомство с
музыкальными
инструментами

II. Моделирование
элементов музыкального

Программное содержание
Продолжить знакомство с симфоническим
оркестром, духовой группой: труба, валторна,
флейта.
Продолжить знакомство с народными
инструментами: домра, балалайка, гусли,
трещотка, баян, аккордеон.
Познакомить с полным составом русского
народного оркестра.
Знакомить с понятиями «мажор» и «минор».
Определять на слух.

Репертуар
Симфоническая сказка «Петя и волк» С.
Прокофьев
«Поляка», «Во кузнице», рус.нар.песня

Речевое, двигательное и графическое
моделирование

языка

III. Музыкальноритмические игры и
упражнения

IV. Игра в оркестре
(ансамбле)

V.Музыкально-игровое
творчество

С помощью диаграмм (весело-грустно)
определять лад музыки.
Знакомить с понятиями: вступление и
заключение, простые формы произведения: 2-х,
3-х частная, куплетная.
Закрепление пройденного материала.
Познакомить с игрой «Ритмическое эхо»
Играть на металлофоне песенки, состоящие из 2-3
звуков.
Продолжать совершенствовать «звучащие
жесты».
Побуждать детей к тактированию в 2-х, 3дольном размере.

Произведения из «Детского альбома» П.
Чайковского

Играть индивидуально, в ансамбле простые
песенки и попевки.
Играть всем оркестром, соблюдая темп,
динамику, характер произведения.
Повторение и закрепление пройденного.
Играть с дирижером.
Проговаривать и простукивать различные
тексты в разных темпах, меняя динамику.
Импровизация «Гроза».
Игра «Отзовись, кого зовут».
Сочини музыкальное сопровождение.

«Бодрость»,
песня «Шёл по лесу музыкант»,
С.Суэтова
«Весёлая дудочка» М.Красева
«Микки Маус» М.Шмитца

Ре, до, ре, до – капли капают в ведро.
До,ре,ми, до, ре, ми – в руки палочку
возьми.
«Солнышко-вёдрышко» рус.нар. песня
«Весёлая дудочка» М.Красева
«Санта лючия» ит.нар. песня
«Вальс» П.Чайковского

Список литературы
1. Асеев В. Возрастная психология. Учебное пособие – Иркутск: ИГПИ, 1989 – 194 с.
2. Баренбойм Л.А.Карл Орф и институт его времени. – в кн.: Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла
Орфа. М.: 1978, с 29.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: Академия развития, 2001.
4. Бублей С. Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Изд. 2-е.
Л.: Музыка, 1989 – 109 с.
5. Бугаева, З. Н. Музыкальные занятия в детском саду [Текст] / З. Н. Бугаева. - М.: АСТ: Донецк: Сталкер, 2005. – 301
с.
6. Давыдова, М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы [Текст] /
М. А. Давыдова. – М.: ВАКО, 2006. – 240 с.
7. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для восп. и муз. рук.д/с. –
М.: Просвещение, 1990.
8. Майзингер С.Ю. Знакомство с жанрами детского фольклора: методическое пособие / КГБОУ СПО «Красноярский
колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича». – Красноярск: Рекламно-полиграфический центр «Торос», 2010.
– 68 с.
9. Немов Р., Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х книгах. Кн.2
Психология образования – изд. 2е. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995 – 496 с.
10.Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. По ред.Л.А. Баренбойма. Л.: Музыка, - 1970 – 160 с.
11.Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.
12.Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. М.: Педагогическое общество России, 2005 – 59 с.
13.Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. М.: Педагогическое общество России, 2005 – 90 с.
14.Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1 Игры звуками. – 98 с.
15.Тютюнникова Т.Э. Под солнечным парусом или полёт в другое измерение: Учебно-методическое пособие для
начального музыкального обучения. – СПб.: издательство «Музыкальная палитра», 2008. – 68 с.

Музыкальная литература
1. Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П., на лугу. Музыкальноигровой материал для дошкольников и младших
школьников, М.: ВЛАДОС, 1999 – 125 с.
2. Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П., Осень золотая. В двух частях. Музыкально-игровой материал для
дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 2000 – 125 с.
3. Бублей С. Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Изд. 2-е.
Л.: Музыка, 1989 – 109 с.
4. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н., Музыка в детском саду (Старшая группа) Песни, пьесы, игры.
М.:Музыка, 1986 – 125 с.
5. Колокольчики. Песы для детских музыкальных инструментов и фортепиано / В помощь воспитателям детских
садов. Составитель Л.М. Архипова. – СПб.: Композитор, 1998. – 34 с.
6. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. М.: Педагогическое общество России, 2005 – 59 с.
7. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. М.: Педагогическое общество России, 2005 – 90 с.
8. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1 Игры звуками. – 98 с.
9. Тютюнникова Т.Э. Весёлая шарманка. Шумовой оркестр для детей. М., 2007
10.Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.
11.Оркестр в классе. Вып.1. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 86 с.
12.Оркестр в классе. Вып.2. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 46 с.
13.Оркестр в классе. Вып.3. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 50 с.
14.Орф К. Музыка для детей. 1951.., 2011 г.
15.Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры / Е.А. Поддубная - Ростов н/Д: Феникс. – 39 с. – (Школа
развития).
16.Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Пособие для музыкальных
руководителей. Изд.2-е. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2005 – 58 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».